Орфоэпией и фонетикой я занимаюсь последние 5 лет и, конечно же, за это время я услышал множество различных мнений и перебрал десяток профильных словарей и сайтов. Пожалуй, ни одна другая область языка не вызывает сейчас столько ожесточённых споров, недоумений и колебаний, как орфоэпия. В этой статье я расскажу о том, как создавался лучший орфоэпический словарь – Ударения.
В 2012 году я начал свой путь как радиоведущий. Конечно же, сразу встал вопрос о двух важных столпах этой профессии: дикция и верное произношение. Если с первым пунктом у меня не было особых проблем, то вот с верным ударением - появились. Большинство людей, подавляющая часть, не задумывается, что может говорить неправильно те или иные слова. Мой преподаватель по речи известный советский диктор Дина Анатольевна Григорьева сказала мне: «Если ты говоришь так с детства – это не значит, что это правильно». В этой фразе точно передаётся весь смысл. Русский язык очень трудный, а подвижность ударения делает его сложнейшим для изучения языком в мире.
Сколько же для меня было открытий и разочарований. Открытия – всегда приятно, а вот разочарования – нет. Я поставил себе цель – научиться правильно говорить. Я разделил орфоэпию на две категории: правильное ударение и правильное произношение. Чтобы на всю жизнь запомнить верный вариант произношения, необходимо ежедневно зачитывать те слова, в которых вы допускаете ошибки, пока не добьётесь правильного варианта. Никаких инструментов на тот момент не было для того, чтобы научиться правильно говорить. Google и Яндекс-переводчики произносят слова, как хотят, а сайты, на которых можно было бы проходить тесты с проверкой, – отсутствовали.
Первоначально я выписывал все слова с новой строки и выделял большой буквой верный вариант постановки ударения, затем несколько раз в день зачитывал эти слова вслух. Мой список постоянно дополнялся, особенно, когда я смотрел новости и читал книги. Я вносил в список всё больше новых слов и каждый раз удивлялся, почему надо говорить так, а не иначе. Эталоном для меня стал «Словарь ударений для работников радио и телевидения под издательством Агеенко Ф.Л. и Зарва М.В.» - его мне рекомендовали все дикторы СССР. Правда, год его издания удручал, и я понимал, что язык подвижен, а некоторые слова уже не актуальны: они получили пометку «устар».
Ещё один мой преподаватель и хороший друг Наталья Вартановна Погосова сказала мне, что для переиздания словаря необходим повод. Поводом может быть то, что ударение изменилось или деньги нужны. Причём рядом с устоявшимися нормами пишут: допускается так-то и так-то. Современные орфоэпические словари можно выпускать под названием «Как хотите, так и говорите», и это очень плохая тенденция.
«Словарь ударений для работников радио и телевидения» всегда допускал только одну норму произношения и это правильно. В редких случаях есть пометка, что допустимы оба варианта, причём всегда указывается рекомендуемый вариант. Во времена СССР в Гостелерадио допускали только одну норму и дикторы были эталоном правильной речи. Можно было включить телевизор или радио и послушать то, как надо говорить (абсолютно грамотную речь). У дикторов была даже поговорка: «Слово не воробей, вылетит – вылетишь!». За одну ошибку можно было очень сильно поплатиться – вплоть до увольнения. Сегодня же ситуация обратно-противоположная. Ни на радио, ни на телевидении нет никаких санкций, как сказал – так и сказал. Единственное, за что могут оштрафовать телеканал – это нецензурная лексика в эфире.
Словарь Левитана
Любая работа требует огромных сил и времени. Я всегда говорю так: «Если за 1 год ты не можешь освоить профессию – значит, она не твоя». Я продолжал изучать орфоэпию и разрозненность мнений и вариантов заставило меня создать эталонный словарь, который всегда будет под рукой, даже во время прямого эфира. Тогда я начал работы над мобильным приложением Ударения. Кстати, тогда я думал назвать его «Словарь Левитана».
В приложении не должно быть ничего лишнего – только слова и ударения, иногда комментарии в спорных местах и примеры употребления. Поиск нужного слова должен занимать не более трёх секунд. Прямой эфир не терпит проволочек и задержек – надо всегда быть собранным и чётко понимать, что и как ты говоришь.
Важной частью любого продукта является дизайн. Большую часть всех графических идей мне помогает создавать мама. Она очень тонко и верно чувствует то, что должно быть. Я почти всегда её поддерживаю во всех вопросах графического дизайна и создания бренда. Мы делали всё своими силами и не потратили ни на что ни рубля, за исключением хостинга и лицензий разработчика Apple и Google. Мы с мамой сходились в едином мнении, что в логотипе должен быть акут (знак ударения). Мы рассматривали только красный, тёмно-серый и белый цвета. Мы подготовили независимо друг от друга несколько логотипов будущего приложения. Проработав детали, мы получили первый логотип, который чётко передавал смысл будущего приложения.
Важным шагом в создании Веб-приложения является доменное имя. У меня сразу было желание завладеть доменами говорит.москва и govorit.moscow, так как именно эта фраза у меня ассоциируется с прадедом Юрием Левитаном. Не так просто было получить домен govorit.moscow, но в итоге оба домена стали моими.
Параллельно я начал готовить словарную базу. За основу был взят полюбившийся мне «Словарь ударений для работников радио и телевидения под издательством Агеенко Ф.Л. и Зарва М.В.». Я долго над ним работал и собрал порядка 50 000 слов, после чего приступил к программированию сервера и приложения для Apple iPhone.
2 апреля 2015 года вышла первая версия приложения.
Я ежедневно пользовался Ударениями дома и в эфире. Многие коллеги сразу же подхватили приложение и рассказывали о нем друзьям. Через месяц приложение было установлено уже у большинства телеведущих на федеральных каналах.
Кстати, я сразу добавил в приложение несколько важных функций: предложить слово и сообщить об ошибке. Я понимал, что мой словарь ещё не такой большой и, конечно же, я мог допустить ошибки в словах, ведь всё делал самостоятельно. Благодаря этим двум функциям, я смог убрать все ошибки из своего словаря, а также наполнить базу новыми современными словами. Также я добавил раздел Избранное, который всегда выручал меня в эфире и помогал «пробегаться» по нужным словам несколько раз в день - по сути заменил мне листочки.
Спустя три месяца аудитория выросла почти до 15 000 пользователей. Я понимал, что мой продукт нужен людям, тогда я продолжал улучшать и по многочисленным письмам выпустил версию для пользователей Android, пользователей которых в три раза больше, чем яблочников. В то же время появилась версия для пользователей Apple iPad.
Вот так изменялся дизайн приложения от версии к версии.
Работая над стилем, я уходил от излишества красных тонов в минимализм. Цветовая колористика сменилась с ярко-красного на серо-белые тона.
В конце 2016 года я всерьез продолжил работу над продуктом, который не приносил мне ни рубля. Первые доходы от приложения были переданы на установку памятника моему прадеду Юрию Левитану во Владимире. Я осознавал, что создаю не коммерческий продукт, а – просто полезный инструмент для себя и, теперь уже, тысяч людей.
Версия 2.0
Было необходимо расширять функционал. Раздел Избранное давно заменил мне вычитку верных ударений, а вот Тестирование должно было мне помочь закреплять знания и работать над ошибками. Также я подготовил еще несколько словарей, среди которых «Ведущим и дикторам», «ЕГЭ и ОГЭ», «Имена собственные», позже ставшие самыми продаваемыми встроенными покупками. Словарь «Ведущим и дикторам» я составлял из тех слов, которые мне и моим коллегам часто попадались в эфире и вызывали сомнения. Мне было важно, чтобы каждый словарь можно было использовать совместно с режимом Тестирования.
К этому моменту аудитория приложения прорвала отметку в 100 тысяч пользователей, да и количество слов в базе превысило 130 тысяч позиций. Объем словаря вырос почти втрое! Добавились описания, произношения слов, зависимые слова и ссылки между ними. Всё это повлекло за собой очень большие работы по улучшению сервера и соответственно мобильных приложений.
Я готовил к выпуску версию 2.0. Мне хотелось освежить логотип приложения. Мы снова взялись за поиск концепции. Так и родился новый логотип.
Сразу после долгожданного релиза - почти 70 000 обновлений и множество довольных отзывов. Но оставались и те, кто испытывал проблемы с приложением, это были несколько десятков людей с платформой Android (под iOS всё работало очень и очень хорошо). Мы в личной беседе с каждым исправляли недочёты и улучшали продукт. Я благодарен друзьям и пользователям, которые честно говорили, что надо исправить и улучшить.
Ударения – это качественный продукт, который позволяет мне и каждому в любом месте и в любое время проверить ударение и быть уверенным в его правильности. Я перестал покупать каждый год новый дорогой печатный словарь. Приложение постоянно синхронизируется с главным сервером, и вы можете точно знать, что у вас в руке самая актуальная информация. И это абсолютно бесплатно.
Сегодня Ударения это более 200 тысяч активных пользователей по всему миру, которые ежедневно изучают русский язык, проверяют себя и готовятся к экзаменам. Я частенько встречаю людей, которые рядом со мной проверяют ударение через моё приложение, и это вызывает гордость у меня и моей команды.
Ежедневно Ударения устанавливают 150-200 человек. В периоды сдачи и подготовки к экзаменам показатель достигает 5 000 в день. Большая часть аудитории – Россия, но также достаточное число пользователей из стран СНГ, Европы, США и Китая. В приложении никогда не было и не будет рекламы. Более 100 тысяч слов доступны пользователям всего мира абсолютно бесплатно, а второстепенные дополнения – за минимальные деньги, которые расходуются только на развитие продукта. Я с уверенностью могу сказать, что Ударения совершили революцию в области орфоэпии современного русского языка.