Левитан
  • Живая лента
  • Написать мне
  • Поиск
  • Юрий Левитан. Путь великого диктора. Загадка короля эфира.

    Зато как читал Левитан трагические и победные тексты в майские дни 1945 года, немыслимо забыть, невозможно повторить, утверждали слышавшие его современники. На Всесоюзном радио были десятки подобранных по определенным требованиям и стандартам дикторы, этакие эталонные чтецы. Но Левитан был уникален, «чтец» применительно к его деятельности мало подходившее слово.

    Как-то знаменитого скрипача Генрика Шеринга, входящего в десятку лучших мировых исполнителей, спросили, кто, по его мнению, первый скрипач. На что маэстро ответил: «Первых скрипачей несколько, а король один - Яша Хейфец». Королем же он назвал и Юрия Левитана. Ему пытались подражать многие дикторы, его хотели скопировать многие ведущие, но повторить никому не удавалось. Среди слушателей он был непререкаемый авторитет. Люди по привычке отождествляли большие события в жизни с голосом Левитана. Все, что говорил Левитан, казалось, он говорил от себя.

    А сам-то он верил себе? «Настоящий диктор может даже телефонную книгу так прочитать, что никого не оторвать от эфира», - пошучивал Юрий. Он, конечно, старался оставаться максимально искренним и максимально убежденным в том, что приходилось озвучивать. Как ему это удавалось, остается только догадываться. Конечно, он не мог закрыть глаза на то, что видел на самом деле. Но здесь уже включался чистый профессионализм: если будешь делать это недостаточно убежденно, то лучше тебе не делать этого совсем. В конечном счете, это почти что спектакль. И хороший артист старается войти в свою роль на сто процентов.

    А Левитан был гениальный артист. Слушая его по радио, Никита Хрущев как-то заметил: «Я, конечно, не такой артист, как Юрий Левитан. Но как я доклад прочитал!»

    В отличие от многих своих коллег Левитан не был актером в прямом смысле слова. Тот же Эммануил Тобиаш до войны выступал в Московском детском театре. Один из основателей художественных программ на Всесоюзном радио Осип Наумович Абдулов играл во МХАТе, снялся в двух десятках фильмов.

    Левитан никогда не выходил на сцену в какой-то другой роли, кроме одной, своей собственной, - известного на всю страну диктора, голоса государства.

    Как-то Ростислав Плятт, с которым они в один год пришли на радио и сохранили по жизни дружеские отношения, предложил Юрию сыграть в готовящемся в театре Моссовета новом спектакле.

    - Спасибо, Ростик. Не могу, новости читать надо, - вроде не всерьез отказался Левитан.

    Он скрыл от знаменитого актера, что давно перестал мечтать о сцене. Его сцена - ежедневный выход к микрофону. Его захватило куда более сильное действо - разрывать сургучную печать на литерном конверте и первым узнавать о едва свершившемся событии. Для него стало гораздо важней ежедневно ощущать «вкус» самого времени. Реальное дыхание жизни страны было увлекательней всякой вымышленной игры.

    Ростислав Плятт

    Народный артист СССР, лауреат Государственной премии.

    В 1928 году окончил драматические курсы под руководством Юрия Завадского. Роль странноватого холостяка в трогательной комедии «Подкидыш» сделала Плятта признанным комедийным актером. С тонким юмором и дальше играл он роли обаятельных, добрых чудаков: извозчик Янек в «Мечте» (1943 г.), сосед-холостяк в фильме «Слон и веревочка» (1946 г.), пассажир в «Первокласснице» (1948 г.), честный добропорядочный господин Грин в «Убийстве на улице Данте», вдохновенный ученый Данкевич в фильме «Иду на грозу». С удовольствием актер играл и отрицательных героев, таких как самовлюбленный проходимец завхоз Бубенцов из фильма «Весна» (1947 г.).

    Впрочем, популярность Плятта была основана не только на острой характерности, но и на человеческих качествах артиста, ставшего воплощением интеллигентности. Ряд ролей в театре Моссовета, где он на протяжении многих лет был бессменным ведущим актером, обнаружили в нем склонность к углубленному психологически тонкому раскрытию характера своих героев.

    Достойным венцом его кинокарьеры стали роли несуетливых мудрецов - старый хирург ( «Послесловие» ) и скрипичный мастер Амати ( «Визит к минотавру» ). От подавляющего большинства ролей Ростислава Плятта, сохранившихся на киноплёнке, веет теплотой и уютом. В них есть что-то домашнее и старомосковское. Это, как правило, хорошие, приятные и обаятельные люди. Ну, кто ещё из советских актёров мог бы так же органично и правдиво сыграть пастора Шлага, как сыграл его Плятт в «Семнадцати мгновениях весны.»?!

    У этого артиста были многомиллионные залы. А Левитан всегда оставался «за кадром» в маленькой студии. Но там он был один на один с миллионами.

    Однако можно ли с полной уверенностью сказать, кто более талантлив и популярен: актер, которого узнают в лицо, или тот, кого узнают по голосу?

    Левитан готовился к передачам, как к тронным речам. У него под руками всегда были справочники, словари, географические карты, свежие номера газет, чтобы в любую минуту самому проверить даты, названия, фамилии, правильность цитат. С его помощью вышло в свет последнее издание пособия «Словарь ударений для работников радио и телевидения». Оно состоит уже из 75 тысяч слов. Это - прямой результат многолетней работы со звучащим словом ученых-лингвистов во главе с доктором филологических наук, профессором МГУ Дитмаром Эльяшевичем Розенталем и повседневной практики коллектива отдела дикторов Всесоюзного радио.

    Несмотря на безоговорочное признание коллег и начальства, Левитан продолжал серьезно тренировать свою дикцию. Просил кого-нибудь из помощников поворачивать лежащий перед ним текст то вправо, то влево, а то и вовсе становился на руки и читал написанное вверх ногами. Инструмент, которым он работал, должен находиться в постоянной «боевой готовности». На расстроенном рояле, тихо говорил сам себе Левитан, ничего путного сыграть нельзя.

    Он давно заметил, что ошибки проскальзывают чаще всего в «непрестижных» текстах. Это не случайно: на будничных материалах собранность, волевой напор ослабевают. Тут как раз и виден уровень профессиональной натренированности. А на Московское радио все чаще стали набирать молодых людей «по знакомству», по телефонным звонкам. Левитана бесили их заторможенность и пофигизм. Сидит он в предбаннике, настраивается на эфир и тут слышит, как какой-то новичок через пень колоду зачитывает погоду:

    «Атмосферное давление 717, простите, 727 сантиметров, простите, миллиметров». Сразу за этим еще один пассаж: «В Москве дождь...»(интонационная точка). И после паузы - «...маловероятен».

    На разборе полетов Левитан резко наехал на молодого коллегу. Тот пытался оправдаться, мол, машинистка ошиблась, зачем-то впечатала в текст запятую. Но ЮрБор был неумолим - мы воплощаем текст в звучание. Если бы коллега прочитал заранее «погоду», то не подорвался бы на этой вовремя не разряженной «мине» и вычеркнул бы к чертовой матери ненужную запятушку.

    Он уже столкнулся с ними - не особенно грамотные, не совсем подготовленные, с нагловатой небрежностью рвущиеся к микрофону. Иной раз не дает себе труда даже раздумывать над тем, что надо прочитать. А зачем - ведь его выход в эфир обеспечивают десятки людей: режиссеры, операторы, техники, музыкальные оформители, до него уже поработали журналисты, редакторы. Текст в зубы и погнали. Главное, не забыть четко произнести свою фамилию: «С вами был...»

    Был и сплыл. Публика жестока. На мгновение ты идол. На всю оставшуюся жизнь - безвестность. В крайнем случае, останешься в памяти как автор нелепого публичного ляпа.

    Не случайно ироничный Левитан руководствовался им же придуманной поговоркой: «Слово не воробей, поймают - вылетишь».

    Впрочем, можно и не за слово, а за песенный припев. Однажды в день выборов, когда все, как водится, единодушно голосовали за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, молодой редактор запустил в эфир из озорства шлягер с припевом:

    «Мы выбираем, нас выбирают.
    Как это часто не совпадает...»

    В другой день он прозвучал бы совершенно безобидно. Но на этот раз мог навести кое на какие мысли. И навел верного проводника партии в массы Сергея Георгиевича Лапина. Председатель Гостелерадио долго не раздумывал, заявив, что такому человеку не место в идеологической организации!

    Убитый горем редактор хотел было отправиться в буфет и напиться. Но попался на глаза Левитану, уже наслышанному о случившемся. Юрий Борисович, обычно избегавший лишних встреч с руководством и весьма сдержанный в высказываниях, резко взял курс на начальственный кабинет. Миновал онемевшую секретаршу с лицом солдата, готовящегося к бою. И на все здание разнеслось отнюдь не бархатистое левитановское «За что же парню судьбу ломать?» Через пять минут вопрос был улажен. Лапин, несмотря на свое могущество, считался с диктором № 1. Все знали, что председатели приходят и уходят, а Левитан останется навсегда.

    Хотя такое вряд ли еще повторится: радиодиктор Левитан стал явлением культуры наряду с книгами Симонова, музыкой Шостаковича, пением Лемешева и Козловского.

    Своим существованием в эфире он доказал, что в историю входят не только войны, победы, имена знаменитостей. В нее входят и голоса.

    Юрий Левитан. Путь великого диктора. Два Юрия.

    18 февраля 2019 г.

    Почему мы говорим неверно?

    17 февраля 2019 г.

    30 слов, которые часто произносят неправильно

    15 февраля 2019 г.

    Юрий Левитан. Путь великого диктора. Последнее поле.

    14 февраля 2019 г.

    Юрий Левитан. Путь великого диктора. Не отлученный от эфира.

    13 февраля 2019 г.

    Юрий Левитан. Путь великого диктора. «Пишут ветераны».

    12 февраля 2019 г.

    Юрий Левитан. Путь великого диктора. Левитан в роли Левитана.

    11 февраля 2019 г.

    Юрий Левитан. Путь великого диктора. Без кризиса жанра.

    10 февраля 2019 г.

    Юрий Левитан. Путь великого диктора. Два Юрия.

    09 февраля 2019 г.

    Юрий Левитан. Путь великого диктора. Загадка короля эфира.

    08 февраля 2019 г.

    Юрий Левитан. Путь великого диктора. Тринадцать.

    04 февраля 2019 г.

    Юрий Левитан. Путь великого диктора. Дело врачей.

    01 февраля 2019 г.

    Юрий Левитан. Путь великого диктора. Дежа вю.